пятница, 6 августа 2021 г.

Как усилить таланты и снизить страхи.

Ключи счастливого успеха. 

Часть1: улыбки, зависть и друзья 

 Есть в нашей жизни явления, игнорирование которых может приводить к потере ресурсов. Давайте перечислим некоторые из этих явлений:

  • нересурсное положение тела;
  • опасные сравнения;
  • неумение создавать друзей;
  • «эффект Матфея», иными словами — своеобразное понимание справедливости в мире;
  • самоненависть;
  • отсутствие больших целей;
  • страх нового;
  • упрямство в своей правоте;
  • бегство от тени, иными словами — неумение получать ресурсы из своих «слепых зон»;
  • злая радость и злой юмор;
  • дефицит благодарности.

В этой статье мы рассмотрим первые три из них, а именно: как унылое лицо и сутулая спина могут мешать нам достигать успеха; как полезно сравнивать себя с другими и как правильно создавать дружеские связи.

Внимание: На осмысление информации и выполнение упражнений, описанных в каждом пункте, рекомендуется выделить по два-три дня. Важно: тщательно записывайте свои выводы. 

 

1. Как нересурсное положение тела может мешать нам достигать успеха в разных контекстах и как это исправить? 

Унылое лицо, сутулая спина и печальный взгляд могут являются причиной… дефицита ресурсов в нашей жизни. 

Немногие осознают, что положение тела непосредственно связано с нашими эмоциями. 

Photo by Allef Vinicius on Unsplash

Исследования нейрофизиологов демонстрируют, что изгиб тела и прямая осанка влияют на уровень серотонина (один из нейромедиаторов, отвечающих за наше настроение). Хороший уровень серотонина помогает нам испытывать позитивные эмоции. Большая часть наших эмоций глубоко связана с нашими же убеждениями о мире. 

Согласитесь, бывают дни, когда мир кажется унылым и пустым, все суета сует и в жизни нет смысла. А бывают дни, когда нас сопровождает удача, и мир будто улыбается нам. 

Наши убеждения о мире напрямую зависят от того, куда мы направляем наш фокус внимания, а фокус внимания — тот самый инструмент, который помогает нам видеть ресурсы в окружающем мире. 

УпражнениеПоставьте себе на смартфон напоминание: «Выпрямиться и улыбнуться!» , которое будет активироваться каждые 3 часа в течение 2 недель.

К слову, об эксперименте с улыбкой пишет и Даниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро», ставшей бестселлером. Оказывается, если какое-то время вы улыбаетесь, ваш мозг получает соответствующий сигнал, начинает искать, что же вас радует (направляет наш фокус внимания), и оперативно находит. Мозг переключается в режим положительных эмоций. 

Мы — заложники культуры. «Смех без причины — признак дурачины», —распространённое убеждение в нашей культуре, неправда ли? Более того, нас все время поучают: «Склони голову! Покорись!»

Все это придумано людьми, которые хотят управлять. Но как только мы склоняем голову, уровень серотонина снижается. А это очень часто означает, что наш организм переключается на отрицательные эмоции. Мы переключаемся на отрицательные эмоции — активизируется амигдала. Активизируется амигдала — добавляются тревоги и негативные убеждения.

Вот такая нересурсная цепочка.

Вывод: если мы осознанно следим за осанкой и улыбаемся, то доступ к ресурсам и возможностям для нас облегчается.

 

2. Полезные методы работы с завистью, сравнениями и желанием доминировать.

Так или иначе, люди сравнивают себя с другими. Человек социален, и от этого нам никуда не деться. Нередко родители в педагогических целях сравнивают своего ребенка с другими детьми ставят других в пример своему ребёнку. Якобы некто более прилежен, более умел или более вежлив. 

Но такое сравнение чаще всего детей обижает, а не мотивирует. Инструменты сравнения регулярно встречаются в книгах и фильмах. От культурного кода не спрятаться. Но! Если посмотреть на это, как на инструмент, то можно научиться применять это по-новому.

УпражнениеВозьмите лист и ручку и напишите максимально искренне, с кем вы себя сравниваете (сравнивали). Можете начать с самого детства. Включить, так сказать,  трансдеривационный поиск мозга: ведь если вы задали вопрос, мозг обязательно найдет ответ. 

Почему важно именно физически писать этот список, а не просто его обдумывать?

Когда вы рефлексируете, количество инсайтов минимально. Когда же вы разговариваете или пишете, то думаете заметно эффективнее. 

Кстати, инсайты (озарения) сопровождаются гормональной реакцией, после чего может измениться весь рисунок мышления. Также инсайты способствуют построению новых нейросетей в коре головного мозга. 

Инсайты в том числе возможны, когда мы читаем или слушаем чью-то речь, если кем-то написанная или озвученная мысль уже жила внутри нас какое-то время до того, как мы ее прочли или услышали.

Итак, существует три типа сравнения и я предлагаю вам встроить их в свою систему мышления: 

  • самосравнение;
  • восходящее сравнение;
  • нисходящее сравнение.

Самосравнение 

Привычка сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним («привычка» — это, по сути, нейросеть в коре головного мозга. Чтобы ее создать, нужно натренировать себя соответствующе мыслить!

Шаг 1. Каждый день в течение следующей недели (перед сном или утром в одно и то же время), пишите в заметках на смартфоне или в блокноте список того, в чем вы сегодня лучше, чем вчера. 

Скорее всего мозг будет сопротивляться и выдавать: «Ни в чем!», ведь у вас еще нет нейросети, которая легко умеет «самосравнивать». Несмотря на это продолжайте находить в пространстве доказательства того, что вы сегодня лучше, чем вчера. 

Шаг 2. В течение следующих трех недель в определенный день, скажем, каждое воскресенье, пишите себе, в чем вы на этой неделе лучше по сравнению с предыдущей.

Это необходимо для того, чтобы продолжать укреплять нейросеть, отвечающую за самосравнение.

Шаг 3. В конце каждого месяца писать себе, в чем вы в этом месяце лучше по сравнению с предыдущим.

В течение 6 месяцев сформируется крепкая нейросеть, которая будет действовать практически бессознательно. Повысится уровень серотонина, и мозг будет получать сигнал, что вы движетесь в правильном направлении. Таким образом, ретикулярная формация и другие части головного мозга, которые отвечают за фокус внимания, перенастраиваются. Возникает лавина: хорошее притягивается к хорошему, лучшее к лучшему, большее к большему. 

Восходящее сравнение

Вы сравниваете себя с кем-то, кто в нужном вам контексте лучше (по вашему мнению), чем вы. Скажем, вы хотите построить успешный бизнес и сравниваете себя с теми, кто лучше (опять же повторюсь: по-вашему мнению) в интересующей вас сфере. И когда вы думаете об этом, о том, что вам ЕСТЬ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ, о том, что вас заводит, о результатах, которые хотите получить — активизируются дофаминовые рецепторы в глубинах вашего мозга (дофамин — нейромедиатор, отвечающий за достижение цели и за предвкушение результата).

Ищите людей, которые будут для вас ролевыми моделями. Тех, у кого есть результат, о котором вы мечтаете. 

Найдите их в том списке, который вы составляли. Спросите себя, в чем конкретно (по-вашему) они лучше вас и что вы можете сделать, чтобы достичь желаемого? Проанализируйте каждого из тех, напротив чьего имени вы поставили галочку.

Не путайте восходящее сравнение с завистью, ведь в случае правильного использования оно действует следующим образом: «Я тоже этого очень хочу и обязательно там буду!» 

Если же вы убеждаете себя, что людям в вашем списке успех свалился на голову, что они не заслуживают его и тд, то вместо того, чтобы активировать в себе энергию на результат, вы активируете ненужный вам стресс.

Нисходящее сравнение

А что если в той сфере, в которой вы растете и развиваетесь, вы сравниваете себя с теми, у кого результаты хуже?

Нисходящее сравнение часто путают с обесцениванием и унижением других. 

Мысли «так тебе и надо, неудачник» — это про обесценивание и унижение. А убеждение «супер! Мои показатели результатов сегодня лучше, чем у них. И это маркеры на моем пути, которые говорят о моем развитии» — это про нисходящее сравнение.

Давайте вернёмся к первоначальному списку: если в нем более 70% людей, которые (по-вашему мнению) лучше вас, то вы используете инструмент «восходящее сравнение» не для развития, а для самоуничтожения. 

Если же в нем больше тех, кто (опять же, по-вашему мнению) гораздо хуже вас, то, увы, вы тормозите своё развитие и рост. 

Выровняйте баланс с помощью других сравнений. И пусть через некоторое время в вашем списке 50% («восходящее сравнение») / 50% («нисходящее сравнение»).

 

3. Как правильно создавать дружеские связи

Многое в детстве мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Здоровье, доброжелательность мира, дружбу. Детство — это время, когда нет необходимости специально обучаться тому, чтобы создавать дружеские связи. У ребенка пока минимум ограничивающих убеждений, он еще не обзавелся страхами. Чтобы найти друзей, ему достаточно оказаться в окружении других детей. 

Photo by Duy Pham on Unsplash

Если вашему ребенку до 6 лет, крайне важно сознательно создавать ситуации и контексты, в которых он будет учиться дружить. В детстве высока пластичность мозга и ребенок открыт для взаимодействия с другими. Изолируя детей от социума, многие родители совершают огромную ошибку. 

К 30‒35 годам мы проходим с поредевшим дружеским кругом. Многие гордятся тем, что у них нет друзей — только приятели. Однако, так ли это хорошо?

Предлагаем несколько тезисов для обдумывания:

  • Чем больше у вас друзей, тем больше у вас ресурсов. 
  • Все необходимые вам сейчас деньги, связи и возможности находятся у других. Чтобы вы с этими людьми познакомились, вам нужно начать что-то делать.
  • Друзей нет у того, кто не умеет дружить.

Ситуация #1

Если вы относитесь к тем, у кого очень много друзей, кто с легкостью общается с незнакомцами и обменивается контактами — вы имеете доступ к огромному количеству ресурсов. И при этом крайне важно определиться: кто для вас друзья, а кто — антидрузья. 

Предлагаем называть друзьями тех, кому вы легко можете рассказать радостную новость. Тех, кто поддерживает вас. Тех, после встречи с кем у вас позитивное эмоциональное состояние.

С антидрузьями вы не готовы делиться своей радостью. Они могут вас обесценивать и разрушать ваши цели. После встречи с ними у вас смешанные чувства. Они препятствуют вашему развитию. 

Упражнение. Сделайте подробный аудит своего окружения. Напишите список «друзей» и «антидрузей». Будьте честными с собой.

Ситуация #2

Если же у вас довольно скудное дружеское окружение и вы с трудом создаете новые связи — вы недополучаете множество ресурсов. 

Упражнение. Сделайте подробный аудит своего окружения. Возьмите на себя ответственность за сознательное формирование нового круга друзей. Определитесь, что для вас значит понятие «дружба» и что вы цените в друзьях. Честно ответьте себе на вопрос: «Дружили бы вы сами с собой и почему?»

Встройте себе убеждения: «дружить — это прекрасно», «дружить — это ресурсно», «чем больше в моей жизни друзей, тем больше у меня возможностей», «чем больше у меня возможностей, тем лучше я могу проявить себя в этом мире», «чем лучше я могу проявить себя в этом мире, тем больше добра я могу принести», «чем больше добра я могу принести, тем прекраснее будет мир».

Ситуация #3

Если у вас почти совсем нет друзей, то вы, вероятно, легко можете привести множество аргументов, почему «не иметь друзей» — это выигрышная стратегия. Но какая разница, какой именно самообман выбирает себе человек, чтобы оставаться несчастным и невостребованным в этом мире. 

Если в результате своих жизненных ситуаций (или прочтения этой статьи) вы пришли к выводу, что так больше не может продолжаться — вам важно принять на себя ответственность за создание нового круга друзей.

Упражнение. Напишите 50 причин, почему вы классный друг и почему с вами выгодно дружить. Опишите 10‒20 ресурсов, которыми вы можете поделиться с другими. Сформулируйте подробные критерии того, с кем вы хотите дружить. Поставьте себе задачу в ближайшем месяце познакомиться со 100 новыми людьми с фокусом на то, чтобы они соответствовали вашим критериям.

В течение двух-трех недель вы запустите создание нейросети, отвечающей за новую систему убеждений. И это будет выводить вас из той, к сожалению, «нересурсной дыры», в которой вы могли оказаться, теряя большое количество ресурсов.

Мы все пришли в этот мир с доступом к огромному количеству ресурсов, но в силу различных обстоятельств оказались в ситуации потерь. Самое время возвращать себе доступ к изобилию ресурсов и возможностей! 

Как усилить талант и снизить страхи. Ключи счастливого успеха. Часть 2

Как усилить талант и снизить страхи. Ключи счастливого успеха. Часть 2

Это вторая статья из цикла, посвященного тому, как усилить личный доступ к изобилию ресурсов. 

Первую часть читайте здесь: Ключи счастливого успеха. Часть 1: улыбки, зависть и друзья

Третья и заключительная статья из цикла: Как вернуть себе свою силу? Ключи счастливого успеха. Часть 3

Здесь пойдет речь о четырех распространенных причинах потери ресурсов: о так называемом «эффекте Матфея», обесценивании себя, отсутствии грандиозных целей и страхе нового.

Photo by Cristina Gottardi on Unsplash

Что же это за «эффект»?

«Эффект Матфея» получил свое название благодаря Притче о талантах, которая упоминается в Евангелии от Матфея. 

Притча повествует о некоем господине, который раздал разное количество талантов (так называлась счетно — денежная единица, проще говоря — «деньги», в некоторых странах древнего мира) своим слугам, «каждому по силе его». 

Первому он дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. И попросил распорядиться ими наилучшим образом во время его отъезда.

По возвращении господин потребовал у слуг отчета.

Тот, кто получил пять талантов, вложил их в дело и приобрел еще пять талантов. Получивший два таланта, приобрел еще два. Тот же, кто получил один талант, попросту говоря, оплошал. Испугавшись жестокости господина, он закопал выданный ему талант в землю. И со словами «я знал, что ты жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» он вернул господину лишь полученное им, за что и был наказан.

Притча многим из нас знакома и запомнилась своими строками: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». 

Фраза, казалось бы, лишенная привычной современному человеку логики.

Фраза, будто намекающая на закономерность несправедливости в этом мире: богатые богатеют, а бедные беднеют; сильные становятся сильнее, а слабые ослабевают. 

Оказывается, здесь есть психологический феномен, который можно научиться использовать. 

Экскурс в тему: Термин «эффект Матфея» был предложен американским социологом Робертом Мертоном в середине 70-х гг. ХХ века. Феномен сперва прослеживался в академической среде. Роберт Мертон отмечал, что «знаменитым ученым воздаются несоразмерно большие почести за их вклад в науку, тогда как заслуги относительно мало известных ученых часто оцениваются несоразмерно низко, хотя вклад их нередко бывает сопоставимым». Затем социолог экстраполировал «эффект Матфея». Феномен привлек внимание исследователей, и был подтвержден в других контекстах.

В 2013 году Джоан Роулинг, автор серии книг о Гарри Поттере и одна из самых известных современных писательниц Великобритании, выдала детективный роман «Зов кукушки» под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Книга провалилась в продаже: до того, как стало известно настоящее имя автора, было куплено всего полторы тысячи экземпляров. Когда же агент Джоан Роулинг подтвердил редактору Sunday Times, что Роберт Гэлбрейт — ее псевдоним, продажи выросли на 4000%. Все те случаи, когда включается влияние личного бренда — действие «эффекта Матфея». 

«Эффект Матфея», который является ничем иным, как комбинацией хороших стартовых условий и накопительного эффекта, работает далеко не во всех точках нашей жизни. Это все равно, как если бы от природы вам были даны красивые ноги, но безобразные уши, и вы делали все возможное, чтобы окружающие видели ваши уши, но не видели ваших ног. Скорее всего, еще с детства вы знаете, что прежде всего нужно демонстрировать свои плюсы. Но если в контексте внешности мы привыкли использовать «эффект Матфея», то в других аспектах жизни неосознанно игнорируем его. 

Нередко вместо того, чтобы усиливать сильные черты, мы зачем-то развиваем слабые, забывая о своих ключевых компетенциях. Речь идет как о внешности, так и о внутренних качествах. И если, смотря в зеркало, мы можем сразу же заметить плюсы своей внешности, то со способностями не все так легко.

Упражнение «Квадрат Декарта». Возьмите лист А4 и разделите пространство на четыре части. Каждый квадрат заполните своими ответами:

  1. «++»: умею и люблю это делать. «Вытаскивать косточки из вишен», «играть на барабанах», «рисовать маслом» — пишите о всех своих предпочтениях. 
  2. «+-»: умею, но не люблю это делать. Пишите все, что у вас получается прекрасно и легко, но вам не особо интересно это делать. Скажем, «готовить еду»  или «декламировать стихотворения».
  3. «-+»: не умею, но люблю это делать. Пишите все, что очень хочется и нравится делать, но вы считаете, что получается у вас не очень хорошо.. Например, «выступать перед аудиторией».
  4. «—»: не умею и не люблю это делать. «Кататься на лошади», «заниматься банджи-джампингом», «собирать туристическую палатку»… Не исключено, что заполнение этой ячейки вызовет замешательство. Не страшно — это подглядывание в одну из ваших слепых зон. 

Какой же из этих четырёх пунктов может дать нам «эффект Матфея»? 

Думаете, первый?

Нет. 

ВТОРОЙ!

Именно выполняя второе задание, вы перечислите свои «закопанные» таланты.

Как ни странно, но те способности, что даны нам с рождения, редко нами ценятся и редко доставляют нам грандиозное удовольствие. Мы чаще всего относимся к ним, как к чему-то само собой разумеющемуся. 

А теперь по-новому посмотрите на все то, что у вас легко получается. 

Позвольте себе увидеть силу возможностей «эффекта Матфея» и получить новый уровень доступа к спрятанным в вас ресурсам.

Упражнение. Применяйте свои «закопанные» таланты к разным аспектам жизни в течение месяца. Снова и снова делайте то, что у вас прекрасно получается. Усиливая свои сильные черты, вы сможете создать во всей системе под названием «Я» новый уровень энергии и перейти на следующий уровень вверх. 

Это не значит, что усиливать слабое не нужно. Когда мы усиливаем слабое, мы создаем некий новый баланс в системе. Но если наша задача — включить «эффект Матфея», чтобы включить мощное движение, необходимо какое-то время акцентировать внимание именно на сильных качествах. 

 

Яд самоненависти внутри нас…

Самоненависть — не что-то, что является неотъемлемой частью вашей системы. Это всего лишь «нечто», что однажды появилось в вас.

Photo by Eric Ward on Unsplash

Возможно, в определенный момент своей жизни вы были уязвимы и слабы, и в вас смог проникнуть «червячок» деструктивного самоунижения.

Этот «червячок», будучи подпитываемым внешними и внутренними обстоятельствами, становился все сильнее. Для некоторых людей самоненависть настолько привычна, что ее крайне трудно в себе распознать.

Самоненависть — это НЕ самокритика и НЕ часть самомотивации. Самоненависть — это мощный деструктивный гнев, направленный на себя

Сама по себе эмоция Гнева может быть очень конструктивна и полезна, ведь это эмоция достижения. Гнев — что-то вроде сильного и преданного охотничьего пса. Направленный своим «хозяином», он всегда возвращается с «добычей». 

Но что если ясной цели нет? В таком случае вместо того, чтобы осваивать внешний мир, гнев начинает грызть вас изнутри. А это приводит к колоссальным энергетическим потерям.   

Самоненависть и можно и необходимо трансформировать.

Как? Давайте учиться этому шаг за шагом.

Шаг 1. Получить доступ к состоянию благодарности 

Любое состояние — это определенный биохимический коктейль в нашем теле (гормоны, нейромедиаторы etc).

Большое количество состояние генерируется нашим мозгом. Мы можем обучить сами себя (и свой мозг) вызвать в себе некоторые состояние с помощью системы разум+тело. 

Готовы обучить себя состоянию благодарности? 

Тогда начинаем:

  1. Подумайте о ком-то, кому вы невероятно благодарны.
  2. Позвольте образу этого человека появиться в вашем пространстве (на вашем внутреннем экране), чуть выше или на уровне вашего зрения.
  3. Испытайте состояние благодарности. Оно может ощущаться вами, как теплый луч или поток.
  4. Усильте его многократно.
  5. Позвольте состоянию благодарности обрести цвет, запах или звук, а затем соберите его в любой точке вашего тела.
  6. Закройте глаза, глубоко вдохните и с выдохом выпустите состояние благодарности. Такие полезные фантазии необходимы для создания эмоционального состояния.
  7. Вновь усильте состояние благодарности и соберите его в любой точке вашего тела. Снова выпустите.

Соберите — выпустите. Еще и еще.

Регулярно практикуйте, и скоро это будет удаваться вам все легче и легче. «Сверните» образ состояния благодарности внутри себя, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. 

Теперь в вашем теле появилась «точка доступа» к состоянию благодарности.

«Точкой доступа» мы в данном случае назовем определенную локацию в теле. Кинестетический якорь.

Следующий этап: из этой точки доступа  создаем снова уже знакомый образ «луча благодарности» и начинаем путешествовать этим лучом внутри своего тела.

Он может задерживаться там, где у вас, возможно, болезненные или некомфортные состояния. 

Затем вновь соберите состояние благодарности в одной точке. Все это необходимо, чтобы натренировать легкий доступ к состоянию благодарности. 

Шаг 2. Познакомиться со своей ненавистью

Напишите список того, что вы в себе ненавидите. Список необходим для того, чтобы вы почувствовали, где в вашем теле «живет» ненависть. Нередко ее локация — область шеи, груди или живота. Спросите себя, какого цвета могла бы быть ваша ненависть (если бы у неё был цвет) и какой температуры (если бы у неё была температура). 

А если бы она звучала, то как? (На языке НЛП этот этап называется «работа с субмодальными характеристиками»)

Это своего рода игра, к которой не стоит серьезно относиться. Она всего лишь поможет вам лучше общаться с частью личности, которая в вас связана с самоненавистью. Наш мозг любит кодировать образами различные кинестетические состояния.

Погрузитесь в эти чувства. Наблюдающая часть личности пусть запомнит это состояние. Когда вы почувствуете эту ненависть в теле, положите туда свою руку и просто… поздоровайтесь. 

Поприветствуйте искренне: «Здравствуй! Спасибо, что ты есть. Я знаю, что ты меня защищаешь. Я знаю, что ты выполняешь важную работу». 

Вы удивитесь, но самоненависть вероятнее всего вас защищает. Иногда, к сожалению, мать защищает взрослого ребенка от жизни и даже от ресурсов эгоистично. Защищает, когда мы в защите не нуждаемся.

Если у вас хороший контакт с телом, вы сразу почувствуете, как ваш голос  как-будто завибрирует в этой части. 

Необходимо сделать все возможное, чтобы эта часть «расслабилась» и покинула свой пост. Иногда она трансформируется настолько, что уходит.  Иногда расслабляется, и вы можете контролировать этот процесс. 

Шаг 3. Трансформировать часть личности, которая связана с самоненавистью 

Вы познакомились с самоненавистью и знаете, где ее искать. Ваша задача: в течение недели утром и вечером (5 минут, а затем довести до 20 минут) получайте доступ к состоянию благодарности и кладите пятно благодарности на то место на вашем теле, которое связано с этой частью личности. Закрывайте глаза и акцентируйте внимание на своем дыхании. 

Будет легче, если вы соберете исчерпывающий (визуально, аудиально, кинестетически) образ вашего состояния благодарности. 

Как это может отразиться на вашей жизни? 

Со временем вы будете совершенно по-другому относиться к списку, который вы написали.

Ваша задача: добавив состояние благодарности, трансформировать часть личности, отвечающую за самоненависть. Из нее освободится огромное количество энергии. 

Упражнение. По истечении недели выбрать определенную цель, на которую в виде мыслеобраза вы можете направить освободившуюся энергию. 

Достаточно удерживать в своем сознании, что вы направляете энергию на новую цель. Блуждающую энергию полезно применять к своим целям.

 

Зачем нам цели и мечты? 

А теперь о важности грандиозных целей и о том, как это связано с ресурсами. 

*Подробнее о целеполагании и программирований своего желаемого будущего в программах

В юном возрасте у нас хороший баланс полезных нейромедиаторов и гормонов. Прежде всего мы говорим о дофамине, серотонине, эндорфине, окситоцине… 

Именно они отвечают и за нашу везучесть, и за уверенность в себе, и за умение видеть возможности, нравиться, побеждать… 

Фактически, хороший биохимический баланс «веществ счастья» — это джекпот для каждого из нас. 

Но никто нас не предупреждает, что начиная с определенной точки (где-то с 25-30 лет), нам необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы заботиться о личном уровне счастливоcти.

С возрастом этот баланс нейромедиаторов и гормонов удовольствия нарушается, и это влияет на наши возможности и на наши способности.

Ранее мы говорили о том, как с помощью правильной осанки можно влиять на уровень серотонина, а теперь напомним, что благодаря мечтаниям можно (и обязательно необходимо!) влиять на баланс биохимии счастья и успеха.

Когда этот баланс нарушается, мы становимся слепцами, неуверенными в себе и неудачливыми. 

Мы можем смотреть на возможности, но не видеть их. А вы уже знаете, что слабость множит слабость, невезение множит невезение, бедность множит бедность…

Что простого и эффективного мы можем делать, чтобы поддерживать хороший баланс своего внутреннего коктейля счастья?

Один из лёгких способов — правильно мечтать.

Photo by Denys Nevozhai on Unsplash

Знакомы ли вам люди, которые свои цели превращают в невроз: «Умри, но сделай!» Если они поставили себе цель к концу года купить автомобиль, но не достигли ее, у них может появиться сверлящая мысль: «Я неудачник! Я оплошал!»

Это их способ делать себя ещё несчастнее.

Но мы о другом.  Мы предлагаем совсем другое отношение к своим мечтам:

Когда вы мечтаете, делайте это ради самого процесса. 

Процесс мечтания действует на наш мозг и тело исцеляюще.

Во время процесса мечтания в нас как будто разворачиваемся волшебный госпиталь. Значительно выравнивается уровень дофамина и серотонина, снижается уровень кортизола (гормона стресса), повышаемся уровень целебного окситоцина. И так далее..

Можно сказать, что процесс мечтания нас оздоравливает и омолаживает. А ведь наше здоровье и молодость так нам необходимы для достижения целей.

Как же правильно мечтать? 

Упражнение. Выберите три контекста* своей жизни, в которых вы хотите получать доступ к ресурсам. Например, «карьера», «красота» и «отношения». 

*Контексты — это области нашей жизни: здоровье, личностный рост, бизнес, дети, семья, отношения, творчество, путешествия, хобби, образование, деньги, подарки, друзья, недвижимость, игры, красота, спорт…  

Сядьте поудобнее и задайте своему мозгу фрейм (рамку): «А если бы где-то в параллельной реальности существовала моя же жизнь, и она сложилась бы таким образом, чтобы в этом контексте реализовалась самая лучшая версия из возможных?» 

Позвольте себе увидеть это! Улавливайте мельчайшие детали. Кайфуйте! 

Мечтайте в течение 10 минут утром или вечером (желательно на просонье, когда активность неокортекса снижена, а мозг легко обучается и воспринимает внушения). 

Для закрепления 21-го дня будет достаточно. 

Пример. Вы выбрали контекст «карьера». Мечтайте! «Я вижу ее сидящей за дубовым столом в белом костюме Max Mara. Из окон открывается панорама мегаполиса. На ее лице блуждает счастливая улыбка. Она заключила важную сделку…» Осмотритесь в своей мечте, полюбуйтесь, услышьте, принюхайтесь, пощупайте окружающие вас предметы… Вы как будто смотрите 5D-фильм, и увиденное должно вас наполнять доверху. Смело позволяйте себе самое лучшее, ведь одна из целей — достигнуть соответствующего гормонального состояния. 

В какой-то момент, когда вы соберете максимум деталей, нырните телом в главного персонажа. Почувствуйте, каково это. Подсказка: должно быть «вау!» Затем сверните этот контекст и позвольте развернуться следующему.

Можно ли объединять три контекста в одном идеальном «фильме»?

Безусловно, можно!

Если по истечении 7 дней эмоции будут менее интенсивными, заменяйте три проработанных контекста на три следующих.

Многие, делая это упражнение, говорят себе: «Но ведь мозг уже кайфанул, значит, ему не нужно будет достигать целей!»

Нет, таким образом мозг лишь  получает GPS-навигатор. Помните, что вы фантазируете прежде всего с целью тренировки своей гормональной системы: «Мозг, у меня нет никаких амбиций это получить! Будет — прекрасно, не будет — ничего страшного. Я занимаюсь “фитнесом”». 

Если вы серьезно к этому отнесетесь, то уже через месяц здорово поправите баланс своих гормонов и нейромедиаторов. 

Приятный бонус: вы начнете видеть ресурсы там, где ранее их не замечали. 

 

Страх: из личного врага в личные помощники

Страх нового — еще одно препятствие, которое лишает нас возможностей и ведет к потерям ресурсов. 

А между тем, эмоция страха — штука весьма полезная. Давайте введем такое понятие, как УМЕСТНОСТЬ страха.

Согласитесь, не бывает правильных или неправильных эмоций и чувств, как не бывает хороших или нехороших. Зато эмоции или чувство вполне могут быть уместными или неуместными. 

Уместным мы назовём страх, который характеризуется низкой или средней интенсивностью и который помогает нам быть предусмотрительными, учитывать последствия, соблюдать необходимый уровень безопасности (эмоция страха всегда направлена на события будущего). 

Неуместный же страх характеризуется высокой интенсивностью и не соответствует контексту. Именно таков страх нового

Неуместный страх — огромная проблема и для человечества в целом и для жизни каждого из нас. Человеческий мозг практически не изменился за все время существования человека и сотни тысяч лет назад любой страх перед новым был уместным. 

В результате столкновения с чем-то новым (будь то животное, растение или стихийное бедствие) человек мог погибнуть, поэтому мозг выработал соответствующую реакцию на новое и малоизвестное — страх.  Мы сейчас живем в самое безопасное время, которое когда бы то ни было, но наш мозг привык бояться нового.

В книге «Свобода от неизвестного» индийского философа Джидду Кришнамурти, в том числе, говорится о том, что когда человек дает себе свободу от неизвестного, он снижает интенсивность неуместного страха. 

Человеку периодически  необходим осознанный и рациональный анализ того, что происходит в его жизни, чтобы понять, где именно он теряет ресурсы вследствие страха нового.  

Жизнь каждого из нас состоит из большого количества разных контекстов. 

В разных контекстах у нас разная реакция на новое. В некоторых контекстах своей жизни мы привычно и радостно стремимся к новому, а в некоторых у нас включается пресловутый страх неизвестного. 

Есть такое понятие, как метапрограммы. По определению М. Холла и Б. Боденхамера, «метапрограммы — это программы, стоящие над повседневными мыслями и эмоциями, которые нас посещают. Повседневные мысли и эмоции проявляют себя на первичном уровне в качестве содержания, которое описывает, что именно мы мыслим и чувствуем. В этих программах содержатся конкретные детали и стратегии. Поверх содержания наших мыслей у нас имеются другие мысли и чувства, которые чаще проявляют себя за рамками сознания»

Метапрограммами весьма сложно управлять. Мы их чаще всего не осознаем. Есть две метапрограммы, которые в нашем случае хорошо бы упомянуть: 

  • метапрограмма сходства;
  • метапрограмма различия.

Если в каком-то контексте вашей жизни у вас есть метапрограмма сходства, то в этом контексте вы склонны к консервативному отношению. 

Пример: Представим, что в контексте «косметология» у вас метапрограмма сходства. Тогда вы снова и снова ходите к косметологу, которого знаете много лет, ведь это вам кажется разумным и логичным. Вы пользуетесь одними и теми же средствами для ухода за кожей, ведь это вам кажется разумным и логичным. То есть вы ориентируетесь на проверенное прошлое. Выбираете то, к чему привыкли.

Если же в контексте «косметология» у вас метапрограмма различия, то вы стремитесь к экспериментам, к новому, к инновационному. И это вам кажется разумным и логичным. 

Упражнение 1Расписать контексты и выяснить, где у вас метапрограмма сходства, а значит, может присутствовать страх нового. 

Возможно, это путешествия. Или питание. Или недвижимость. 

Если необходимо, выделите для этого упражнения неделю. 

Нами управляет то, что мы не осознаем. 

И тот факт, что вы выясните, в каких контекстах проявляется страх неизвестного, уже продвинет вас. 

Упражнение 2. Выбрать один из контекстов, самый легкий, и поставить себе задачу: пробовать новое в этом контексте. 

Если у вас страх нового в контексте «питание», специально пробуйте то, что ранее было вне поля зрения. 

В контексте «путешествия»? Покупайте билет туда, где еще не были. 

Относитесь к этому как к эксперименту. Говорите себе: «Да, я боюсь, но там ресурсы! Это первобытный страх. Он остался мне от моих предков. Они боялись саблезубых тигров, а мне же нечего бояться! Это ложный страх. Это неуместный страх». Со временем вам будет все легче и легче. 

Будьте готовы к внутреннему сопротивлению и даже сопротивлению в окружающем вас мире.

Photo by Patrick Tomasso on Unsplash

Техника снижения неуместного страха

Шаг 1. Найдите контексты, в которых вы легко открываетесь новому. Возможно, это «спорт» или «книги». 

Поймайте это состояние и погрузитесь в него. Вы почувствуете необъяснимый внутренний подъем. Войдете в это ресурсное состояние. 

Необходимо найти личный ресурс нового и заякорить его. 

Это ресурсное состояние можно для себя описать или ассоциативно связать с каким-то образом. 

Возможно, это визуальный образ света или ощущение, будто что-то открывается. Возможно, вам легче дышать. Усильте его и сожмите правый кулак на пике этого состояния. 

А теперь вспомните состояние уверенности (в любом контексте). Возможно, вы уверенно себя чувствуете, когда выбираете ресторан, или когда заходите в книжный магазин, или когда занимаетесь в фитнес-центре. Вспомните (оно тоже как-то закодировано), усильте его и снова сожмите правый кулак. К предыдущему состоянию добавиться новое. Усильте оба состояния. Повторите несколько раз. Встряхнитесь. 

Шаг 2. Вспомните состояние страха (возможно, у вас перехватывает дыхание или беспокоит ощущение тяжести внутри), усильте его и сожмите левый кулак.  

Шаг 3. Встряхнитесь. Вновь вспомните состояние страха, сожмите левый кулак, а затем быстро сожмите правый кулак. Еще и еще, будто вы накачиваете состояние уверенности. Дышите глубоко. Легкость будет пульсировать по телу.  

УпражнениеВ течение ближайшего времени создать ситуацию, в которой вам придется преодолеть страх нового. Когда вы будете бояться, сожмите правый кулак и накачивайте состояние легкости. Несколько раз это сработает ярко, а затем менее интенсивно, поскольку кинестетические якоря ослабляются. Но главное, что вы это состояние узнаёте. 

Тренируйтесь! Со временем количество перейдет в качество.

Найдите контексты, в которых у вас страх нового. Признайтесь себе, что вы недополучаете огромное количество ресурсов в этих контекстах. Работайте с этим страхом, накачивая в себя состояние уверенности и легкости, и вы увидите, как по-новому заиграют эти контексты. 

Удачи вам!

Как вернуть себе свою  силу? Ключи счастливого успеха. Часть 3

Это третья и заключительная статья из цикла, посвященного тому, как усилить личный доступ к изобилию ресурсов и возможностей. 

Первую статью читайте по ссылке: «Ключи счастливого успеха. Часть 1: улыбки, зависть и друзья»

Продолжение: «Как усилить талант и снизить страхи. Ключи счастливого успеха. Часть 2»

Предлагаю рассмотреть четыре распространенные причины потери ресурсов: упрямство, «слепые зоны», злорадство и дефицит благодарности.

Как упрямство закрывает нам доступ к ресурсам

Очевидна ли для вас разница между понятиями «упрямство» и «упорство»?

Упорство — стремление идти за своей целью, преодолевать препятствия, находить все новые ресурсы для достижения желаемого, в том числе готовность быть гибкими. 

Упрямство — крайняя неуступчивость в каких-то вопросах, которая заставляет нас вцепиться в устаревшую картину мира и из-за внутренних тревог и страхов ни за что ее не отпускать. Упрямство — это готовность “биться головой об стену”, несмотря на то, что где-то рядом открыта дверь. Упрямство — это отсутствие гибкости и неготовность выйти за пределы своих страхов, своей картины мира, даже когда ресурсы светят нам отовсюду. 

Убежденность в своей правоте ограничивает наш доступ к ресурсам. 

Photo by Morning Brew on Unsplash

Жизнь любого человека состоит из большого количества разных контекстов. В некоторых контекстах мы гибки и упорны. Но есть контексты, в которых мы преступно упрямы и, как кроты, сидим в норе, держась за свою гнилую правоту, таким образом отказываясь от новых возможностей. 

Помните, как просто было в предыдущих упражнениях работать с разными контекстами?

К сожалению, не всегда легко находить те контексты, в которых царствует блокирующее упрямство.

Мозг не хочет отказываться от своей правоты. 

Мозг очень не любит менять “свое правильное мнение” по тому или иному вопросу. 

Несмотря на свою огромную пластичность, наш мозг может быть очень “упрям” и ригиден, когда дело доходит то возможности сомневаться в “правильных правилах”.

И одна из возможных причин подобной ригидности в том, что как только он начинается трансформация своих установок, мозгу необходимо увеличивать энергопотребление. 

В нормальном режиме энергопотребление мозга составляет около 8–12% от общего расхода организма. Когда же мозгу приходится обучаться новому или трансформировать старое “правильное”, этот показатель достигает 20–25%. Безусловно, это невыгодно для мозга, поэтому он делает все возможное, чтобы мы оставались в рамках своих прежних убеждений. 

Трансформировать убеждения весьма энергозатратно, но это самый эффективный способ изменить жизнь. 

В работе с убеждениями вам поможет тренинг MIND DETOX-1. Детоксикация разума и пятая часть видеокурса НЛП практик базовый «Сила Слова».

Итак, если находить контексты, в которых у нас срабатывает преступное упрямство, не всегда легко, почему бы нам не действовать по-другому?

А именно: учиться сомневаться в собственной правоте

«Сомневайся во всем», — призывал нас французский философ Рене Декарт.  

Ведь  заплесневевшая правота может быть токсичной, а сомнения — это фонарь, который освещает дорогу к новому.

УпражнениеНачните регулярно задавать себе такие вопросы:

  • А как я решил (-а), что то, что я считаю единственно правильным — таковым и является?
  • А кто мне сказал, что я прав (-а)?
  • А что если прав кто-то другой?
  • А что если бывает совершенно по-другому?
  • А кто сказал, что это именно так?
  • А как еще может быть?
  • А кто сказал, что это связано?
  • А как именно это связано?
  • А как я решил (-а), что это именно так?
  • А как еще это может быть?

В НЛП такие вопросы называются метамодельными, больше об этом вы найдете в пятой части видеокурса НЛП практик базовый “Сила Слова”. 

Каждый раз, когда вы бросаетесь защищать свою позицию и жестко высказывать свои убеждения и свои правила жизни («Я точно знаю!», «Невозможно, чтобы было по-другому!», «Это работает только так и никак иначе!»), хорошо бы, чтобы в этот момент вы хотя бы себе задали те вопросы, что приведены выше. 

Одно из базовых предположений НЛП звучит так: “карта — не территория”. 

Детальнее о постулатах НЛП читайте в статье «НЛП-аксиомы — список пресуппозиций для счастливой жизни»

У каждого из нас своя «карта» мира, собственное восприятие реальности. «Территория» — это метафора той самой “реальности” которую никто не видел, не осязал и не слышал. Предполагается, что в том своем качестве, в котором мы существуем, мы не в состоянии ни узнать, ни постичь, как есть “на самом деле”, ведь реальность дана нам в ощущениях, а возможности наших сенсорных систем весьма ограничены. Мы видим, слышим, чувствуем только мизерную часть того, что есть. 

Мир непознаваем. И то, что мы о нем думаем, — всего лишь крупицы истины.

Возможно, вы не раз уже слышали древнеиндийскую притчу «Слепые и слон». 

В различных вариантах притчи несколько слепцов встречают слона. Не имея ни малейшего представления об этом животном, они ощупывают его, чтобы понять, что же он собой представляет. Каждый трогает одну из частей слона: ухо, ногу, хвост, бок, хобот или бивень. Затем они описывают свои впечатления друг другу и безудержно спорят, ведь для одного слон похож на веер, для второго — на дерево, для третьего — на веревку, для четвертого — на копье. Были и те, кто кричал: «На высокую стену!» и «На змею!» 

На самом деле же все они ошибались, ведь каждый описывал слона на основании лишь той из его частей, к которой смог прикоснуться. 

Притча о слоне и слепцах метафорически намекает нам, как каждый из нас может быть далек от истины в своих заблуждениях.

Представьте себе, что всю жизнь вы прожили в квартире, никогда из нее не выходили и представление о мире сложили бы только на основании того, что видели из окон. И доказывали бы другим по телефону, что мир устроен именно так, а не иначе. 

Но ведь из других квартир открывается абсолютно другая панорама. А если еще и выйти наружу?

Наша черепная коробка — это наша квартира, а глаза — наши окна. И мы судим о мире только по тому, что смогли увидеть из своих окон, даже не подозревая, что в мире еще 7,5 млрд пар таких окон, и оттуда видно совершенно другое. 

Одна из задач нашей жизни — выйти за пределы своей картины мира, за пределы хотя бы некоторых своих страхов и заблуждений. Но прежде важно начать взаимодействовать со своим страхом и начать размягчать свое упрямство, сомневаясь в своей железобетонной правоте хотя бы иногда.

Выходите за рамки своих убеждений, ведь там — новые ресурсы.

 

Как получать ресурсы из «слепых зон»?

Идея о том, что человек — не целостная структура, и что в каждом из нас есть множество частей личности, не нова. Есть предположения, что части личности — это очаги возбуждения в коре головного мозга, сильные нейросети (нейросеть — структура головного мозга, содержащая нейроны с синаптическими связями). А учитывая, что в нашем мозге 150–180 млрд нейронов, можно только предположить количество возможных нейросетей.

Нами управляет то, что мы не осознаем. Множество нужных нам ресурсов находится в «слепых зонах». 

Photo by Oscar Keys on Unsplash

Как узнать, какие части личности «живут» в вашем сознательном и бессознательном?

Упражнение «Квадрат Декарта». Возьмите лист А4 и разделите пространство на четыре части. Выделите время, чтобы заполнить каждый квадрат: 

  1. «+ +»: я такая (-ой), и мне это нравится. — пишите все, что вам в себе нравится. Ответы должны быть в виде существительных (ответ на вопрос “кто?”) или прилагательных (ответ на вопрос “какая?”)
  2. «– +»: я не такая (-ой), и мне это нравится. Можно перефразировать: «Какое счастье, что я не такая (-ой)!» Например, не жадная, не завистливая и так далее 
  3. «+ –»: я такая (-ой), и мне это не нравится. Здесь упомяните те свои качества личности, которые вы признаете в себе, но вам не нравится то, что это в вас есть. Медлительная, нерешительная, обидчивая — пишите все, что вас не устраивает. 
  4. «– –»: Я не такая (-ой), и мне это не нравится. А здесь поселим свои желаемые идентичности. Можно перефразировать: «Как жаль, что я не такая (-ой)!» Например, решительная, легкая, современная, пунктуальная. Важно: пишите без частицы «не».

Ваши «Слепые зоны» будут только в одном из квадратов. В каком именно?

Квадрат 1. Ваши сильные нейросети

В первом квадранте находятся те части личности, которые вас «кормят». Они дают вам ресурсы. Они приносят вам деньги, знакомства, возможности и т.д. По сути, это ваши верные добрые слуги. 

Важно следить за этими частями личности и все время находить им подтверждение. Их необходимо укреплять. ( лучше всего — с помощью технологий из седьмой части видеокурса НЛП практик базовый)

 Окружающий мир нередко пытается подвергнуть сомнению и ослабить ваши сильные Я-концепции. Не допускайте этого, регулярно применяйте к ним интеграцию НЛУ из “ Миссии и Предназначения” (седьмая часть курса)

Квадрат 2. Ваши «слепые зоны». 

А во втором квадранте находятся теневые части личности. Внешний мир когда-то вам рассказал, что такими быть нельзя. 

Эксперимент. Внимательно прочитайте все написанное вами во втором квадрате. Представьте себе, что где-то в параллельной реальности есть человек, который обладает сразу всеми этими качествами. Позвольте образу этого человека появиться в вашем пространстве, скажем, слева. 

Как он выглядит? Где он живет? Как он себя ведет? Если вы тщательно и правильно заполняли второй квадрат, то фантомный образ, который у вас получится, будет раздражающе-пугающим. Вы захотите отодвинуться от него. Он будет вызывать у вас отвращение. 

Этот образ — одно из ваших альтер-эго, и он обладает ресурсом. Он может себе позволить то, чего вы себе позволить не можете. 

Продолжите фразу, глядя на него: «А зато у него есть…», или «А зато он может себе позволить…», или «Он так живет для того, чтобы…»

Произнося эти фразы, вы вдруг можете получить ОТВЕТ, в виде слова, означающего некую потребность, которую вы себе не позволяете. 

Возможно, это будет свобода, или открытость миру, или фантастическое спокойствие, или отсутствие страха. Запишите это или запомните. 

А затем откройте глаза и осознайте наконец, к каким ресурсам вы давно хотели получить доступ. 

Пройдитесь по каждому пункту таким образом: 

  • С помощью каких своих сильных частей личности (первый квадрат) я могу получить это? 
  • Какой я могу быть, чтобы это у меня реализовывалось? 
  • Как я могу улучшить свое поведение, чтобы этого в моей жизни становилось больше? 

Это прекрасная возможность осознать скрытые ресурсы.

Квадрат 3. Части личности, которым не хватает тех же ресурсов, которые вы записали во втором пункте. 

Представьте себе, что где-то в параллельной реальности есть человек, который обладает всеми чертами характера, написанными в третьем квадрате. 

  • Как он выглядит? 
  • От чего он прячется? 
  • Чего он себе не позволяет? 

Вы увидите, что он себе не позволяет именно те ресурсы, которые есть во втором квадрате. 

Упражнение. Поиграйте в переопределение. Взгляните на список и напротив каждого слова напишите синоним, который вас устраивает.

Подробнее об этом вы можете узнать в курсе «Фокусы языка. Максимальный концентрат».

Квадрат 4. Желаемые части личности. 

Создайте голограммный образ, который обладает всеми написанными вами качествами и внешне напоминает вас. Позвольте ему появиться в вашем пространстве, скажем, справа. 

Когда образ, сплетенный из нитей желаемых вами качеств, будет мощным и манящим, сделайте шаг влево, в позицию наблюдателя. Так, чтобы вы могли, глядя со стороны, увидеть себя и его. Обратите внимание, что эти два человека, реальный и виртуальный, стоят друг напротив друга и как будто тянутся друг к другу. 

Сделайте шаг из позиции наблюдателя прямо в этот образ. Вы увидите мир его глазами. Услышите мир его ушами. Почувствуете мир его кожей. С каждым вдохом вы будете впитывать желаемые качества. И чем больше вы будете копировать, тем больше в нем будет оставаться. 

Когда вы почувствуете, что накопили достаточно, испытайте сильное чувство благодарности и шагните из этого образа в позицию наблюдателя. А затем из позиции наблюдателя перенесите в себя желаемые качества. 

Вы почувствуете, как по-новому ощущаете себя, глядя на образ, который искрится желаемыми качествами. 

Поблагодарите его и договоритесь, что вы это будете практиковать в течение ближайших трех недель. Таким образом, будете комплексно усиливать нейросети, которые отвечают за желаемые вами качества. 

 

Злорадство VS Радость

Злорадство — это комплексное чувство, которое состоит из нескольких базовых эмоций. Злорадство — это, проще говоря, злая радость. 

Радость — это базовая эмоция, которая связана с тем, что человек удовлетворяет какую-то значимую для себя потребность, значимый критерий. Т.е. радость возникает тогда, когда мы получаем что-то очень важное для нас. 

У нас был внутренний фокус на это, внутренний поиск этого (кстати, далеко не всегда осознаваемый. Это важно!)

Запоминаем: радуемся мы тогда, когда получаем что-то, чего хотели. 

Photo by Caroline Hernandez on Unsplash

Радость связана с работой таких нейромедиаторов, как серотонин и дофамин (этот комплекс также отвечает за достижения). Мозг находится в поиске радости, потому что ему нужны серотонин и дофамин. 

Злорадство — это опасный для человека коктейль: РАДОСТЬ (внутренний фокус, поиск и удовлетворение значимого критерия) + ПРЕЗРЕНИЕ (социальная эмоция сравнения) + ГНЕВ (вектор которого в случае злорадства направлен на определенного человека или группу людей).

Сама по себе радость, как эмоция, часто не требует присутствия другого человека. Мы можем обрадоваться знакомству с новой страной или новой вещи. 

В злорадстве же нам обязательно нужен тот, над кем мы злорадствуем

Что может являться нашей внутренней целью в случае злорадства? 

Боль, печаль, потеря, проигрыш того, другого, человека. Вот куда нацелено наше внимание! А ведь мы с вами давно знаем, что куда внимание — туда и энергия. 

Мы выделяем на это часть своей энергии, направляем фокус и ждем, когда человек допустит ошибку, опозорится, потерпит неудачу, оскандалится… 

Наш гнев (носитель энергии) — туда же. Ах да! И еще презрение обязательным компонентом этого коктейля

Что получается в результате? 

Целый коктейль ценнейших нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин, тестостерон) направлен на то, чтобы испытать эмоцию от того, что что-то плохое произошло у другого человека?

Глупейшее расходование ресурсов, нам придется признать это.

Дофамин, серотонин, норадреналин, тестостерон — это внутренняя валюта, за которую мы могли бы достичь грандиозных целей!

Мозг работает по принципу оптимизации всех процессов. И если он понимает, что хозяин / хозяйка любит злорадствовать, а желаемый коктейль (дофамин, серотонин, норадреналин, тестостерон) можно получить с легкостью, то ему нет необходимости тратить энергию на достижение ваших целей. Мозгу, к сожалению, нет особой разницы: у вас грандиозные личные цели или вы готовы получить эти внутренние классные «наркотики» (нейромедиаторы), злорадствуя над кем-то. 

Чем больше в вашей жизни злорадства, тем меньше реальных достижений. Не все готовы к этой мысли, но для многих она может стать отрезвляющей.

Тот коктейль нейромедиаторов, который необходим для достижений, многие тратят на злорадство. 

Это как если бы вы вместо того, чтобы потратить выделенные вам деньги на строительство стильного дома, покупку крутой машины или реализацию новой бизнес-идеи, вы спустили бы их просто в канализацию. Как вам такой выбор?

Предлагаю признаться себе: «Каждый раз, когда я злорадствую, я отказываюсь от каких-то своих достижений. Стоит ли оно того?» 

Если вы ответите: «Да! Это такое классное чувство!» — хорошо, это ваш осознанный выбор. Но осознавайте же это!

Но если вам ближе мысль, которая звучит как: «Я не собираюсь тратить на злорадство свою энергию! Нейромедиаторы мне необходимы, чтобы сделать мою жизнь круче и ярче!», то самое время для следующего упражнения:

Упражнение. Напишите список всех ситуаций и всех людей, которые вызывали, вызывают или могут вызвать у вас злорадство. Отследить, что в вас триггерит злорадство. 

Посмотрите на список и скажите себе: 

«Стоп! Я перевожу фокус своего внимания! 

Мне хочется посмеяться? 

Прекрасно, я привнесу в свою жизнь больше развлечений, и та часть личности, которая хочет веселья, будет довольна. 

Мне необходимо презрение? 

Хорошо, я буду спокойно использовать восходящее / нисходящее сравнение

Для того, чтобы анализировать, что происходит в моей жизни. 

Мне важно испытывать гнев? Отлично, я потрачу его на спорт. 

Но я не позволю этим ситуациям продолжать меня триггерить, потому что мой осознанный выбор — отказаться от злорадства и сказать “да” своим реальным достижениям!» 

 

Незримая и неслышимая сила Благодарности

Слова благодарности сами по себе работают слабо.

Сколько бы вы люди не говорили «спасибо» и сколько бы ни заполняли дневник благодарности, грандиозный результат будет исключительно тогда, когда люди добавят к словам чувства и чувственный опыт. 

Photo by Simon Maage on Unsplash

Состояние благодарности является тем ключом, который ведет к желаемым изменениям. 

В психотерапии одним из самых мощных инструментов воздействия является гипнотерапия. В НЛП практически все техники так или иначе основаны на работе с трансовыми состояниями. 

Если цитировать одного из классиков, Грегори Бейтсона, «гипноз — это передача идей с помощью чувств». 

Работают лишь чувственные состояния.

Если вы испытываете состояние злости, гнева, раздражения, страха, беспокойства, тревожности и т.д., а наружу говорите «спасибо», то в этом слове не будет силы благодарности.

Слова — это 3–5%, остальное же находится в зоне бессознательного. Если вы хотите, чтобы практика благодарности приносила ошеломительные результаты в вашей жизни, тренируйте в себе состояние благодарности. 

Как?

  • Напишите список людей, которым вы невероятно благодарны. К слову, благодарный перечень можно начать с самого детства. Вам необходимы образы-триггеры, на которые «включается» состояние благодарности. Чем их больше, тем лучше. 
  • Прошкалируйте (не обязательно, но полезно) каждый образ по шкале от 1 до 10 и выберите человека, к которому вы испытываете самое сильное ( на 10 из 10) чувство благодарности.
  • Позвольте образу этого человека появиться в вашем пространстве, чуть выше уровня глаз. 
  • Испытайте состояние благодарности. Спросите себя, где в вашем теле оно располагается. Нередко его локация — область шеи, плеч, груди или живота. 
  • А если бы у вашего состояния благодарности был цвет, то какой? А если бы у него была температура, то какая? А если бы состояние благодарности звучало, то как? Используйте образ-триггер, чтобы познакомиться со своим состоянием благодарности. (В НЛП этот этап называется «работа с субмодальными характеристиками» или субмодальное редактирование и подробно изучается в шестой части видеокурса НЛП)
  • Глубоко вдохните и позвольте состоянию благодарности усилиться. Почувствуйте, как оно становится все интенсивнее и мощнее. В определенный момент выдохните и соберите состояние благодарности в маленькую точку внутри себя. А затем выпустите и вновь соберите. Еще и еще. 
  • Поблагодарите этот образ-триггер и позвольте другому образу-триггеру из вашего списка появиться в вашем пространстве. Возможно, у этого состояния благодарности будет другая локация, другой цвет, другая температура. Повторите упражнение.

Продолжайте «включать» состояние благодарности на другие образы-триггеры из списка, чтобы создать его комплексный портрет. Внутри вас появится «точка доступа» к состоянию благодарности.

А теперь позвольте появиться перед вашими глазами образу любого человека, которого нет в вашем списке. Человека, к которому вы относитесь нейтрально. Человека, к которому хорошо бы испытывать состояние благодарности, но у вас не получается. 

Если вы хорошенько потренировались на образах-триггерах из вашего списка благодарности, у вас включится мощный поток на новый образ. Искупайте этот образ в лучах своей благодарности. Испытайте к этому образу чувство благодарности. Практикуйтесь с другими образами.

С тренированным состоянием благодарности вы становитесь гораздо мощнее, ресурснее, а главное — гораздо притягательнее и привлекательнее, чем раньше. 

А теперь, имея «точку доступа» к состоянию благодарности, идите к реальным людям. Позвольте всему телу быть вовлеченным в это состояние. 

Включая и выключая его, вы увидите, как по-новому будут реагировать на вас люди. 

Следующий шаг — испытывать состояние благодарности к ситуациям, которые происходят во внешнем мире, а спустя некоторое время к ситуациям вашего прошлого. 

В таких техниках НЛП, как сущностная трансформация, реимпринтинг, расширенная версия Я-концепции, шестишаговый рефрейминг, благодарность используется после каждого шага. 

Почему? Потому что благодарность — это переход на следующий уровень. Когда вы научитесь испытывать состояние благодарности к тем ситуациям, которые вас цепко держат, через какое-то время оковы этих ситуаций падут.

Если вы дочитали до этих строк, вы уже особенные. У вас действительно получится! Получится усилить личный доступ к огромному количеству ресурсов. Мы в это верим. 

Мы вам этого желаем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий